Перенимая у Запада организацию бизнеса и развлечений, наше общество вынуждено придерживаться и правил этикета, сопутствующим этим новшествам. В былые времена на предприятиях тоже устраивали праздники и отмечали знаменательные события, но ни о каких чисто протокольных правилах никто не имел представления. Сейчас же без знания специального этикета на корпоративной вечеринке многие из нас почувствовали бы себя просто «белыми воронами».

Добровольно-принудительно
Отсутствовать на вечеринке, которую руководство устраивает для усиления корпоративного духа (читай – «сплочения коллектива»), означает противопоставить себя коллективу. Как вы думаете, понравиться это начальству? Поэтому, не желая присутствовать на вечеринке, найдите очень уважительную причину. Фразу типа: «Что я там забыла…», «Мне что, больше делать нечего…» или «Я в другой месте проведу время гораздо интересней…» в некоторых фирмах равносильны заявлению об уходе. так что, хотите вы этого или нет, идти на праздник придется.

Кроме непременного присутствия есть еще одна проблема: как долго надо оставаться на вечеринке? Обязательно ли быть до конца? Не обязательно. Но задолго до окончания и молча (по-английски) с вечеринки может уйти только руководство. Поэтому, покидая вечеринку, попрощайтесь хотя бы с самыми близкими сотрудниками и объясните причину ухода. Кстати, даже для самых близких сотрудников внезапно заболевшая голова более достоянная причина, чем заявление: «Cкучно тут с вами…»

Дресс-код
Требования к внешнему виду на корпоративной вечеринке зависят от уровня мероприятия и места его проведения. Если праздник проводят прямо на рабочих местах, достаточно добавить немного «праздничности» в свой обычный костюм – нарядную блузку, чуть больше украшений, изящную прическу (укладку) и т.п. Вечернее платье, крошечная мини-юбка и шпильки высотой 12 см в таком случае неуместны, более того, они будут выглядеть странно.

В тех случаях, когда корпоративный праздник проводят в ресторане и его участникам заранее рассылают приглашения, в них указывают и форму одежды. Как правило, здесь уже речь может идти о вечернем платье или платье для коктейлей. Но излишняя откровенность нарядов не приветствуется даже в этом случае. Все должно быть просто, элегантно и со вкусом.

А поговорить?..
Как бы мы не подражали Западу, наши соотечественники не могут обойтись во время праздничного застолья без «разговорного жанра». Есть ли запретные темы для разговора на корпоративной вечеринке? Не принято без особой нужды поднимать вопросы бизнеса, религии и политики. Лучше выбрать нейтральные темы для беседы – погода, культурная жизнь города и страны, спортивные достижения (но не обсуждение последнего матча), хобби. Абсолютный запрет существует на две темы: повышение зарплаты и карьерный рост. Некоторые молодые сотрудники попадаются на незнание этого запрета. Им кажется, что обсудить эти животрепещущие темы с шефом уместнее всего в неформальной обстановке вечеринки. Атмосфера расслабления и свободного общения с руководством может подтолкнуть их к решению личных вопросов, но такое поведение гарантированно приведет лишь к противоположному результату.

Осторожно с алкоголем!
Он развязывает языки и срывает налет воспитанности с тех, кто принял неумеренное его количество. Хотите произвести приятное впечатление на начальство и коллег – не усердствуйте. Вас никто не может заставить пить, но для воспитанного человека вполне достаточно на подобном мероприятии «чисто символически» пригубить свой напиток. В этом случае вы не будете выглядеть подозрительной трезвенницей и сохраните ясность мыслей до конца вечеринки. Пьющих работников не любят ни в одном коллективе, поэтому лучше придумать уважительную причину и вообще не пойти на вечеринку, чем окончательно испортить впечатление о себе и свести на нет все усилия по достижению карьерного роста. Особенно это касается тех, кто знает, что удержаться в рамках не сможет, какой бы зарок себе ни давал.

Не стремитесь попробовать все спиртные напитки, находящиеся на столе. Даже если выпить по одному глотку каждого из них, смесь получится гремучая, и вы вряд ли сможете контролировать свое поведение.

Будьте естественны
Кстати, поговорим о том, как не надо себя вести на вечеринке
* Не меняйте своего обычного поведения. Если вы человек замкнутый, ваше непривычное для окружающих оживление и превращение в душу компании будет выглядеть странно. Все решат, что вы напились.
* Совместное распитие спиртных напитков не повод для фамильярности. Если вы со своим коллегой еще не перешли на «ТВ», оставьте все как есть. Не стоит слишком резко сокращать дистанцию.
* Не принято лезть к людям с объятиями и поцелуями, приставать с разговорами дольше, чем на 10 минут, иначе на вас будут смотреть косо.
* Не стройте из себя высокоморальную даму и не смотрите с осуждением на тех, чье поведение вам не нравится. Следите за своим.

И никакого флирта…
Это не значит, что на вечеринке вы должны вести себя как существо среднего рода. Оставайтесь женщиной, позволяйте ухаживать за собой за столом, веселитесь, улыбайтесь, общайтесь и танцуйте с коллегами-мужчинами. Но демонстративно строить глазки, виснуть на ком-то из коллег или приставать ко всем мужчинам подряд нельзя.

В Тулу со своим самоваром…
… Не ездят, поэтому приводить на вечеринку мужа или возлюбленного, если это не оговорено в приглашении как обязательное условие, не стоит. В этом случае вы будете уверены, что вас никто не подведет и вам не придется ни перед кем отчитываться за свое поведение. Ведь это не просто праздник, а корпоративная вечеринка. Вот и общайтесь на ней с коллегами.